Картина Чудесная ловля рыбы: описание

Картина «Чудесная ловля рыбы» написана Иохимом Бейкеларом в 1563 году. Для нидерландской живописи XVI века типично изображение частных деталей, даже натюрмортов, составляющих единое целое на фоне великолепнейших пейзажей. Да и сами пейзажи – совсем не фон, а часть сюжета, дающая ощущение реального погружения в атмосферу, которую изображает художник.

Поскольку реализм фламандцев достиг высокого уровня, грани между религиозными сюжетами и земными жанровыми зарисовками стираются. Питер Артсен, у которого учился Бейкелар, работал в этом направлении, а его ученик идет дальше: более естественные позы, красивые лица людей из народа, теплый колорит красок.
Картина Чудесная ловля рыбы

Композиция картины

Композиция основана на сочетании пейзажных зарисовок и образов людей, причем художник совмещает в едином пространстве жанровые зарисовки и библейское истолкование жизненных реалий.

На холсте соблюдено главное правило пейзажистов – горизонт изображается выше середины, точка зрения художника на композицию словно откуда-то снизу, с житейской, приземленной, позиции. Взгляд направлен на толпу людей, пришедших за рыбой и стоящих на переднем плане картины. Но это лишь первый уровень восприятия сюжета.

Далее взор поднимается выше – на фигуры в верхней части картины. Их изображение заметно отличается от реальных человеческих фигур впереди. Иисус Христос, объясняющий Петру, как лучше ловить рыбу, его ученики, занятые трапезой после удачной ловли, идущие к берегу (или все же к Христу?) люди… Реальные персонажи превращаются в символические образы – такова точка зрения художника, проводящего параллель между удачным уловом реальных людей из Антверпена и персонажей, радующихся чуду изобилия от Иисуса.

Целостность изображения

Обычно главный объект картины один, вокруг собираются образы, помогающие ему раскрыться. Находится объект на линии золотого сечения либо в центре картины.

Тоже интересно:  Как завоевать женщину Рыбу

Однако в нашем случае целостность сюжета требует двух композиционных центральных объектов:

один, более высокий по рангу, – образ Христа, направляющего рыбаков;

второй – рыба, в изобилии разбросанная на берегу, ведь ради нее и собрались здесь люди. Элементы натюрморта придают и достоверности, и художественной выразительности полотну. Так художник объединил жанровый сюжет с религиозным, противопоставляя духовный мир Библии миру материальному.

Первый центральный образ находится точно в центре полотна, второй – как более «приземленный» – сдвинут вниз, ближе к краю. Именно с него начинает движение глаз наблюдателя: это движение всегда идет с края в глубь картины, последовательно замечая детали. Нужно отметить и равновесие: все элементы распределены по полотну гармонично.

Передний план занят фигурами людей, задний, пейзажный, выглядит легче, но он не пуст: небо, очертания города вдали, деревья с широкой кроной. Пейзаж и удаленные фигурки в правой части полотна уравновешены изображением корабля в левой.

Целостность восприятия картины обеспечивает четкое соответствие линиям золотого сечения: берег, диагонально поднимающийся к центру, пропорциональность человеческих фигур, изображение лошадей, деревьев на заднем плане.

Масштаб холста

Масштаб картины всегда связан с ее идейным содержанием и композицией.

Размеры данного холста – 110,5 х 210,8 см. Для нидерландской живописи довольно большое полотно, однако замысел художника соответствует форме. Обычно вытянутое по горизонтали изображение визуально сковывает сюжет, замедляет действие, словно принижая центральный образ. Эпические сюжеты всегда бывают больше по масштабу, чем жанровые зарисовки. Здесь бытовой сюжет, перекликаясь с библейской темой, словно расширяет рамки картины до более чем двухметровой ширины.

Контраст — часть идеи картины

Контраст необходим для выделения отдельных планов картины, визуально подчеркивающих идейное ее содержание. Мы видим реальных горожан в очереди за рыбой. Они написаны в ярких тонах с преобладанием красного, коричневого и песочного цветов, с особым выражением лица каждого, жестами, передающими характеры. Это живые люди.

Тоже интересно:  Подводная охота на линя

На контрасте с ними – схематичные, почти плоские фигурки Иисуса, Петра, учеников у костра, идущих к берегу персонажей. Столь же контрастны и изображения кораблей: реальный, стоящий в гавани, и из библейской линии – более бледный, схематичный, в серо-зеленых, неярких тонах. Контрастны, потому выразительны и кроны деревьев на фоне закатного неба.

Цвет как художественный прием

Контраст изображения напрямую связан с цветом картины, тот, в свою очередь, раскрывает смысл содержимого, эмоционально воздействует на зрителя. Мы видим природные сочетания цветов в изображении реальных людей и животных. Особенно сочно прорисован бытовой композиционный центр – пойманная в изобилии рыба, лежащая на берегу.

Более расплывчато изображаются библейские персонажи. В одиночестве — фигура Христа. В туманной дымке прячется город. Конечно, подобное распределение цвета связано с воздушной перспективой картины, тем не менее, полнее раскрывается и сюжет. В целом в картине преобладают теплые, желто-красно-коричневые тона. Это связано и с изображением закатного вечера, и с сюжетом чудесного улова, и с живым изображением героев.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *